Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Куда “улетит” Аэрофлот?

Приветствую, друзья!

Авиакомпании в этом году пострадали сильнее всех остальных отраслей. Меры по спасению от банкротства могут серьезно ухудшить их инвестиционную привлекательность.

Сегодня попробуем оценить, как скажутся на компании Аэрофлот все принимаемые меры. Отчет за первый квартал и структуру деятельности, кому интересно, я уже разбирал, не буду здесь повторяться.

Отчеты я разбираю на канале ИнвестократЪ, большие разборы выходят на канале ИнвестГазета.

Итак, Аэрофлоту нужны средства, вариантов их привлечения может быть несколько:

  • помощь со стороны государства;
  • новые кредитные линии банков;
  • выпуск облигаций (Аэрофлот пытался, но в последний момент отменил выпуск);
  • доп. эмиссия акций (вариант прорабатывается, обсудим его ниже).

Рассматривая все эти варианты, менеджмент должен выбрать самый оптимальный (не всегда для инвесторов).

  • Государство помогает, конечно, но не всегда и не в тех объемах. На данный момент выделено 23 млрд. рублей всей авиационной отрасли РФ, а по оценкам консалтинговых компаний, убытки отрасли за год могут составить около 300 млрд. руб.
  • Кредиты требуют обслуживания и выдаются на условиях банка.
  • Облигации так же требуют обслуживания, но выпускаются на условиях компании.
  • доп. эмиссия акций размывает капитал акционеров, но не требует обслуживания.

Почти всеми вариантами воспользовалась компания и сейчас идет обсуждение последнего пункта, о нем пойдет речь чуть дальше.

Для начала, давайте посмотрим на операционные и финансовые показатели, чтобы понять, где Аэрофлот находится сейчас, затем спрогнозируем ее перспективы.

Операционные показатели

Количество перевезенных пассажиров и количество пассажирокилометров растет средним темпом в 12% в год, что вполне неплохо. По результатам 1 квартала мы наблюдаем разворот. Из-за пандемии, в этом, а возможно и в следующем году роста не предвидится.

Я напомню, в структуру группы Аэрофлот входит 4 компании:

✈️ “Аэрофлот”

✈️ “Россия”

✈️ “Победа”

✈️ “Аврора”

По структуре перевозок всю группу вытягивает только Аэрофлот и с 2014 года Победа, которая растет ежегодно более, чем на 40%.

Операционно компания себя чувствует хорошо, рост по всем основным направлениям деятельности. Но 2020 год станет переломным и испортит такую красивую динамику.

Финансовые показатели (взяты с сайта FinanceMarker)

Активы Аэрофлота демонстрируют рост последние годы, в первую очередь за счет обязательств, с 2019 мы видим их резкий взлет из-за перехода на стандарт IFRS-16, аренда стала учитываться в обязательствах.

У Аэрофлота практически весь парк самолетов находится в аренде, из-за чего и произошел такой значительный рост показателя.

Тем временем, капитал компании вновь ушел в отрицательную зону и составил почти –120 млрд. руб. из-за не очень удачного хеджа.

Аэрофлот захеджировал обязательства по аренде через выручку, но пандемия привела к падению выручки, из-за чего и образовался данный резерв. Часть этого резерва в перспективе могут распустить, когда нормализуется спрос на авиаперелеты, а с ним и доходы компании, но это вопрос не ближайшего года (или лет).

Основную часть выручки Аэрофлот получает в теплые месяцы, которые приходятся на 2 и 3 кварталы:

В этом году второй и третий кварталы явно будут не ударные, трафик в апреле падал практически до (-100%). Быстрого восстановления пока не ожидается.

Чистая прибыль компании похожа на результаты, которые выдает рандомайзер:

Резко выросла долговая нагрузка до 746 млрд. руб, в основном за счет лизинговых обязательств. Кредиты и займы выросли почти в 3 раза до 46 млрд. рублей. И эти обязательства по результатам 2 квартала вырастут еще сильнее скорее всего, самолеты долгое время простаивали, многие страны закрыты, спрос низкий. На конец апреля было использовано около 49,5 млрд. рублей кредитных линий, доступный остаток составил 62 млрд. руб, ресурс еще есть, но его может не хватить.

Снижение ключевой ставки помогает Аэрофлоту удерживать расходы по кредитам и аренде на приемлемых уровнях, но по результатам года мы можем увидеть рост этого показателя.

Перспективы

Как в рекламе Рафаэлло, без лишних слов…

К чему может привести обсуждаемая доп. эмиссия, давайте разбираться.

Рыночная капитализация компании составляет 91 млрд. рублей. Таким образом, размытие цены акции произойдет почти в 2 раза. Все будет зависеть от цены, по которой будет размещение.

Спрогнозировать цену доп. эмиссии это самое сложное, для примера, возьмем среднюю цену акции за 6 месяцев, она равна 87 рублей.

В таком случае количетсво акций вырастет на 920 млн. шт. до 2 030 млн. штук. Этот вариант вполне неплохо смотрится, если ответственный за размещение будет перфекционистом, чтобы общее кол-во акций в обращении составило 2 млрд. шт.

При этом, текущая цена в 81 рубль упадет до 45 рублей примерно.

Я люблю дивиденды, как вы помните, давайте прикинем потенциальные дивы при таком размытии. Доля от ЧП на дивиденды останется 50%, но может быть снижена до 25% в рамках див. политики и, к тому же, ЧП не вырастет. Возьмем более-менее стабильный год – 2017, ЧП тогда составила 23 млрд. рублей. Это будет самый оптимистичный сценарий, который можно ожидать минимум через пару-тройку лет, думаю.

Получаем, что на дивы распределят около 11,5 млрд. руб. При количестве акций в 2 млрд. шт., дивиденд получится около 5 – 6 рублей на акцию. При ставках в 4,5% вполне неплохо. Напомню, это идеальные условия, низкие цены на нефть, высокий спрос на авиаперелеты, отсутствие следующих волн пандемии и т.д.

Но нужно помнить следующие вещи:

  • долговая нагрузка у компании вырастет, а с ней могут вырасти и платежи за обслуживание.
  • в 2020 году прибыли скорее всего не будет, как и дивидендов, не те времена.
  • до 2026 года компания планирует учеличить парк SSJ-100 до 150 самолетов, которые будут ломаться и простаивать (если ОАК не допилит их), это снизит эффективность бизнеса.
  • спрос на полеты в ближайший год (может два) будет не очень высоким, доходы людей упали, да и риски лишние заразиться не каждый будет брать на себя.

Сюда добавим отрицательный капитал в моменте, неизвестно, сколько еще списать резервов придется, снижение выручки и прибыли в ближайшие годы, государственое (малоэффективное) управление, социальная нагрузка и прочее.

Я решил скинуть свой контрольный небольшой пакет в убыток, 2.5 года играл в рулетку, хотел сделать это еще год назад, но надежда умера только сейчас. Из авиакомпаний мне пока интереснее зарубежные, куда я недавно зашел (Delta Airlines).

В целом, текущая обстановка и финансовое положение компании говорят не в пользу покупок. Но это лишь мое мнение, никому не рекомендую повторять мои действия. Доп. эмиссия может быть по более высоким ценам, скажем, по 100 или 150 рублей, на что рынок может отреагировать позитивно. А может ее вообще не будет и акции отрастут за год-два. Но лично я пока перспектив не вижу, основной негативный драйвер для меня это покупка сырых отечественных самолетов. Я предпочту последить за происходящим со стороны.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Всем успешных инвестиций!

11+

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *