Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Эн таро Тассадар, Blizzard!

Наше детство наполнено воспоминаниями и эмоциями. Мы с теплотой вспоминаем яркие моменты и впечатления, храним их в дальнем уголке сердца и лишь иногда, в лучшие дни, вытаскиваем из глубин памяти, что бы мимолетно улыбнуться прошлому. Я и сейчас помню, как забил победный гол команде старшеклассников в школьном турнире по мини футболу (потом таких моментов у меня было еще много, но тот гол я бы не променял даже на гол в финале чемпионата мира по футболу), какая девочка мне большего всего нравилась в 5 классе, а какая в седьмом (и да, это были разные девочки), как я сделал тройное сальто падая с велосипеда (подсказка – сначала надо очень сильно разогнаться, а потом не справиться с управлением) и т.д. и т.п. Каждый сам может улыбнуться чему-то приятному из далекого или не очень прошлого. Все вместе это называется ностальгией и есть целые отрасли экономики для удовлетворения этого чувства у мальчиков и девочек, которые выросли и стали хорошо зарабатывать.

Так вот, каждый раз, когда я вижу котировки ActivizionBlizzard в терминале, меня накрывает такой волной ностальгии, что я буквально борюсь с желанием купить акции. Что бы вы понимали масштаб трагедии, вот как выглядит топ моих любимых компьютерных игр за последние 33 года:
– Starcraft 2
– Warcraft 3
– Civilization 5
– Starcraft:Broodwar
– HoMM 3
Да-да, целых 3 игры из списка созданы легендарной “метелицей”, а в SC2 я продолжаю периодически рубиться и по сей день. Орки в броне, протосы с клинками пустоты или морпехи в силовой броне дороги моему сердцу не меньше девчонок в купальниках, пива с друзьями или концерта Manowar.

Вот они, родимые, откатились от максимума

Но ностальгия-ностальгией, а деньги нужно считать сейчас. Что собой представляет компания ActvizionBlizzard?

Как можно догадаться из названия, текущая структура компании родилась из слияния 2х крупных, успешных игродельческих студий – Activision и Blizzard. Почему это печально для фанатов вроде меня объясню позже. Собственно у компании 3 основных направления получения выручки:
– серия Call of Duty от Activision – зубодробительная и мегапопулярная в мире стрелялка. Я не фанат, прелести данной игры мне не понять, но миллионы игроков в мире понимают и покупают;
– “метелица” со своими уникальными сериями игр, гигантской базой фанатов и все расширяющимся лором. (от английского lore – в данном контексте подробное описание мира и вселенной включая фильмы, книги, сериалы и комиксы)
– направление мобильных игр, которое приносит основную выручку и прибыль;

Как всегда начнем с обзора основных финансовых показателей на удобном сайте-скринере:
https://financemarker.ru/charts/NASDAQ/ATVI?code=investgazeta
Компания входит во все основные индексы и оценена с очень большой премией:

10 выручек, 30 прибылей, 20 EV\EBITDA. Что бы такое купить у компании должно быть либо космическое конкурентное преимущество, либо волшебная динамика в показателях:

А динамики никакой и нет!

Даже наоборот, заметен спад в показателях и замедление! Мне как всегда удобнее смотреть в цифровом формате:

Выручка падает 3 квартала подряд.

Мы видим, что показатели падают три квартала подряд, а вот коировки почти не падают. Может их поддерживает ДД чуть меньше 1%?:

Мечта это дорого. Дивидендами от Activizion на нее точно не заработаешь.

Зато в абсолютном значении дивиденды растут. Будущий дивидендный аристократ? Еще у компании хорошая денежная позиция и большой запас прочности:

Деньги что бы все наладитьть есть.

Итак, мы видим, что компания оценена очень дорого по мультипликаторам, у не падает выручка и микроскопическая, как пенис эльфа, дивидендная доходность. Что же в ней такого видит рынок, что не дает акциям сложиться в два и более раза?

Мой ответ на этот вопрос однозначен: конкурентным преимуществом компании является огромное и супер лояльное сообщество фанатов вселенных Blizzard. И эта любовь абсолютно заслуженна качеством продуктов, которые компания выпускала все предыдущие годы. (речь именно про Blizzard) Что бы вы понимали, до 2016 года буквально каждая игра выпущенная студией становилась абсолютным шедевром и законодателем мод в своем жанре. Просто перечислю список игр, которые стали шедеврами\легендами для игроков: Warcraft, Diablo, Starcraft, Warcraft 2, Starcraft:Broodwar, Diablo 2, Warcraft 3, World of Warcraft, Starcraft 2, Diablo 3, Owerwatch, Heartstone. 20 лет творчества, ни одного проекта не то, что не удачного, а не ставшего легендой!! Несколько успешных смен жанров и направлений, миллионы фанатов и т.д. За идеальное доведение продуктов до ума и уникальный игровой опыт игроки прощали компании все больший уклон в монетизацию, продажу одной и той же игры трижды (SC2) и другие мелкие косяки. Blizzard была Сальвадором Дали в мире компьютерных игр с уникальным виденьем и гейм дизайном приближенным к совершенству, каждый рисунок\игра которой становились шедевром и законодателем мод.

Но создать легенду это одно, а вот угождать фанатам из года в год совсем другое. К тому же команда творцов-основателей с каждым годом сокращается и уступает место жадным менеджерам по продажам, да и все великое, как мы знаем, рано или поздно все равно скатывается к среднему:
http://mmorpg.su/t/novosti/world-warcraft-umer-iz-blizzard-ushel-poslednij-sotrudnik
Вот и с беседкой произошло небывалое: перезапуск Warcraft 3: Refordge получил уникально низкие оценки от пользователей!
https://cyber.sports.ru/games/1082838496.html
Подобных провалов в истории компании раньше не случалось никогда. Я сам с нетерпением ждал ремастер этой игры, но после возмущенных отзывов фанатов покупать ее передумал.

Увы, те, кто заменили отцов-основателей, в погоне за доходностью для акционеров упустили главное: качество продукта определяет успех. Вы можете сколько угодно оценивать платежеспособность и считать маркетинговую привлекательность, придумывать платные дополнения и прочие хитрые способы повторного сбора денег с игроков. Но если делать не качественный продукт, то вскоре вы потеряете не только новых пользователей, но и старых фанатов, которые просто уйдут играть в вечно живую классику. Вот и я, пожалуй, после написания данной статьи пойду в очередной раз брошу свою пехоту в отчаянную атаку на злобных инопланетян-зергов.

20 лет уникального игрового опыта не проходят зря и оставляют свой след. Именно они пока являются главным долгосрочным преимуществом компании ActivisionBlizzard и позволяют ее капитализации держаться на высоком уровне даже при спаде показателей. Шутеров – стрелялок ежегодно в мире выходит десятки, конкуренция в мобильных играх превышает все разумные пределы, а мода меняется мгновенно и только фанаты орков-протосов-демонов будут оставаться фанатами до конца жизни. Если ты покорил Азерот, сражался и потерял Айур или вздрагивал при виде мясника в Diablo, это навсегда останется с тобой. Менеджменту компании достаточно правильно распорядиться невероятным потенциалом любви и обожания и фундамент бизнеса может быть заложен на десятилетия вперед обеспечивая рост финансовых показателей. Увы, текущее руководство компании в погоне за прибылью упустило важнейший элемент – качество продукта. Компания творцов превратилось в компанию ремесленников. Еще несколько провалов подобных Refordge и от легендарности “метелицы” ничего не останется, а долгосрочное преимущество само собой растворится в вечности.

Верю ли я, что менеджеры из Activision сделают мне правильный SC3 или Warcraft 4? Нет, ни секунды не верю. И в бизнес ActivisionBlizzard по текущим оценкам тоже не верю и буду держаться от него подальше, чего и вам советую. Но все равно, спасибо Blizzard за наше счастливое детство!!

Zag – zag!!!

Данный обзор не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Бородаинвестора не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.

10+

Один комментарий

  1. Андрей Андрей 05.02.2020

    А вот у EA наоборот должен быть подъем, чего только стоит APEX LEGENDS. Топовая игра, в которую хочется донатить и играть.

    1+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *